popovvlad (popovvlad) wrote,
popovvlad
popovvlad

Category:

Англичане и огнестрельное оружие

  PDF Печать E-mail Изменить
Автор: Питер Дуглас   
24.06.2011 13:05

Развенчание мифа о безоружном английском бобби

Фото из архива «Нью Скотленд Ярд»

 

Сторонники ужесточения контроля над огнестрельным оружием в Соединенных Штатах Америки в обоснование своей точки зрения нередко ссылаются на строгость английского законодательства об огнестрельном оружии. Они заявляют, что, коль скоро в Великобритании жесткие ограничения на владение огнестрельным оружием позволяют удерживать вооруженную преступность на сравнительно низком уровне, аналогичных результатов можно добиться и в Америке. Существует, однако, много неправильных представлений относительно как уровня вооруженной преступности, так и политики в области контроля над огнестрельным оружием в Великобритании. Распространенное мнение, что в этой стране общественный порядок поддерживают бобби, вооруженные лишь свистком да дубинкой, далеко от действительности.

Противники ужесточения контроля ссылаются на то, что драконовские законы об огнестрельном оружии в Великобритании не препятствуют криминальным элементам нелегально приобретать и использовать его и что число убийств на душу белого населения в США меньше, чем в Великобритании. Они высказывают опасения, что более жесткие законы об оружии в Америке ударят в первую очередь по законопослушным гражданам, лишив их возможности эффективно защищаться от вооруженных преступников. Поэтому для того, чтобы отыскать истину, необходимо разобраться с вопросом об уровне вооруженной угрозы, с которой сталкивается английская полиция. Действительно ли эта угроза имеет тенденцию к возрастанию? И как полиция справляется с ней?

Неудивительно, что из 43 имеющихся в Великобритании местных полицейских формирований полицейское управление метрополии (большого Лондона) сталкивается с самым высоким уровнем вооруженной преступности. Однако, вопреки широко распространенному мнению, нельзя считать вооружение огнестрельным оружием сотрудников полиции метрополии недавним ответом на рост вооруженной преступности. Полиция метрополии имеет в своем распоряжении огнестрельное оружие с момента своего создания в 1829 году, хотя регулирующие его применение юридические акты были официально приняты лишь в 1894 году.

Несмотря на разговоры о ненужности ношения личного оружия сотрудниками полиции, английские полицейские в последние 20 лет не выходят на дежурство невооруженными. Ну а те, кто выходил или выходит до сего дня, могут рассчитывать на огневую мощь автомобилей вооруженного реагирования (см. фотоснимок) с экипажем из 3 человек, вооруженных карабинами МР5 фирмы «Хеклер и Кох» и револьверами фирмы «Смит и Вессон», а также имеющих при себе бронежилеты, одеяла для накрытия взрывоопасных предметов и прочие виды спецснаряжения, включая аптечки первой медицинской помощи. Среднее время реакции в Лондоне составляет 10 минут

 

 

Согласно английскому законодательству, действовавшему до 1936 года, любой полицейский метрополии во время ночного дежурства имел право носить огнестрельное оружие. Однако формальной системы огневой подготовки в полиции практически не существовало до 1966 года, когда инцидент с убийством трех невооруженных лондонских полицейских, привлекший внимание широкой общественности, сыграл роль катализатора при создании постоянно действующей стрелковой школы для сотрудников полиции. Удивительно, что решение об огневой подготовке в полиции было обусловлено не столько самим инцидентом, сколько хаотическим характером действий вооруженных полицейских в ходе операции по поиску преступников.

Принимавшие участие в операции сотрудники полиции в основном не имели опыта применения огнестрельного оружия. Некоторым из них выдали оружие того образца, которого они ранее никогда не видели. Другие же были настолько не уверены в себе, что предпочли вообще не заряжать свое оружие и для большей безопасности держать его в одном кармане, а боеприпасы к нему — в другом.

Убийц в конце концов задержали, но было очевидно, что в ходе операции полиция допустила несколько потенциально фатальных ошибок. Во избежание повторения их комиссар полицейского управления метрополии сформировал специальное отделение по огневой подготовке своих сотрудников и разработке тактики борьбы против вооруженной преступности. Из-за нехватки специалистов полиция метрополии была вынуждена обратиться к учебной части гражданской обороны и подготовки резервистов к исполнению обязанностей военного времени. Вскоре для нее была сформирована группа инструкторов по огневой подготовке из 10 человек.

Из этого зародыша образовалась новая учебная часть полицейского управления метрополии по подготовке полицейских к боевому применению огнестрельного оружия.

Она взяла на себя обучение сотрудников как вновь создаваемых, так и ранее существовавших формирований, которым официально было разрешено иметь огнестрельное оружие, в частности, группы охраны сотрудников дипломатического корпуса, группы специального сопровождения, местных отделений уголовного розыска и так называемого «Летучего взвода» (название подчеркивает высокую мобильность этого подразделения, но не имеет никакого отношения к аэронавтике).

Увеличение штата личного состава стрелковой школы для сотрудников полиции вызвало возросший интерес к проблеме вооружения английской полиции со стороны средств массовой информации. Так как фотографии вооруженных полицейских сильнее волнуют публику, фотографирование полицейских с оружием стало чем-то вроде любимого времяпровождения представителей средств массовой информации.

В результате у общественности сформировалось искаженное представление о численности вооруженных сотрудников английской полиции. В целях искаженного восприятия общественностью английской полиции в середине 70-х годов полицейские получили указание носить оружие «скрытно». Оборотной стороной такой политики стало то, что в случаях, когда полицейскому требовалось срочно воспользоваться своим оружием, он зачастую не имел такой возможности, поскольку его пистолет, возможно, находился под замком в багажнике его автомобиля. Подобная практика к тому же повышала вероятность несчастных случаев от неосторожного обращения с оружием, когда полицейский в спешке достает и заряжает оружие на публике. И тем не менее, из-за непринятия английской общественностью идеи вооруженной полиции, распоряжение о скрытном ношении оружия было отменено лишь в 1994 году.

В 1975 году было признано необходимым иметь вооруженные подразделения полиции для решения постоянных задач. Хотя такие подразделения уже существовали для решения ряда особых задач, например, для обеспечения охраны членов королевской фамилии, в других случаях серьезных инцидентов полицейское управление метрополии было вынуждено всякий раз создавать временные подразделения для решения конкретной задачи. Нередко в таких случаях к участию в операциях привлекались инструкторы по огневой подготовке из стрелковой школы для сотрудников полиции.

Для того, чтобы уменьшить нагрузку на инструкторов, было принято решение сформировать новое вооруженное подразделение для решения боевых задач. Боевое крещение нового полицейского подразделения произошло в стычке с боевиками ирландской республиканской армии во время осады на улице Балькомб (декабрь 1975 года). Тогда три вооруженных члена этой организации в течение нескольких дней удерживали в своем доме заложников — мужа с женой. Операция полицейского управления метрополии завершилась успешно: боевики сдались.

В начале 90-х годов отделение управления полиции метрополии, ответственное за огневую подготовку, а также за боевое использование вооруженных подразделений полиции, было реорганизовано. Возросшая нагрузка на сотрудников этого отделения сделала невозможным исполнение ими в полном объеме обязанностей по обучению сотрудников полиции боевому применению огнестрельного оружия. Поэтому было признано необходимым увеличить число специальных групп вооруженного реагирования.

Сегодня в Лондоне действует 6 специальных групп вооруженного реагирования, имеющих право применять оружие на поражение без санкции вышестоящего руководства. Каждой группе придан автомобиль вооруженного реагирования с экипажем в составе 3 человек. Кроме того, еще 6 автомобилей вооруженного реагирования с экипажами несут дежурство в светлое время суток, когда потребность в них выше. В совокупности вышеназванные силы патрулируют 700 кв. миль (около 1800 кв. км) территории Лондона, население которого составляет 7 млн. человек. Усовершенствованная система находится в подчинении отдела, известного как СО-19.

Хотя перечисленные меры могут показаться недостаточными в сравнении с численностью вооруженных полицейских в любом крупном городе Америки, тем не менее они свидетельствуют о том, что, несмотря на почти полный запрет на огнестрельное оружие, уровень вооруженной преступности в Англии возрастает. Как бы там ни было, но вопрос о вооружении английских полицейских огнестрельным оружием по-прежнему остается предметом дискуссии. После отмены в мае 1994 года распоряжения о скрытном ношении огнестрельного оружия сотрудникам полиции метрополии разрешено носить личное оружие открыто. Это обстоятельство способствовало возрождению интереса средств массовой информации к проблеме, поскольку вооруженных полицейских на улице стало значительно больше.

В самом деле, если первоначально (в 1967 году) огневой подготовкой сотрудников полиции занимались 10 инструкторов, то теперь число людей, приписанных к отделу СО-19, возросло почти до 300 — в соответствии с оценкой уровня вооруженной угрозы. С другой стороны, более эффективное использование этих высококвалифицированных подразделений вооруженного реагирования отдела СО-19 позволило уменьшить общую численность вооруженных сотрудников полиции.

 Время реакции автомобилей вооруженного реагирования в Лондоне сокращено примерно до 10 минут. Пока такой срок удовлетворителен, нет необходимости призывать к вооружению всех полицейских поголовно.

Начальник отдела СО-19 суперинтендант Майкл Уолдрен, отвечая на вопрос об уровне вооруженной угрозы английской полиции, заявил корреспонденту журнала «Солдат удачи»: «Сегодня имеют место случаи налетов, в ходе которых какой-нибудь идиот достает оружие и начинает палить в потолок. Для нас это сравнительно ново и доказывает, что в руках у преступников несколько больше стволов, чем мы думали, но... было бы слишком смело пытаться дать количественную оценку уровня вооруженной преступности... Просто можно сделать вывод о том, что она несколько возрастает... Конечно, 20 лет назад нельзя было себе представить, что при задержании, скажем, торговца наркотиками или еще какого-либо правонарушителя нарвешься на вооруженное сопротивление. Это даже не приходило в голову. А теперь приходится брать с собой личное оружие».

Действительно, одна из причин, в силу которых так трудно оценить реальный уровень вооруженной преступности в Великобритании заключается в том, что, как свидетельствуют анекдотичные факты, значительный процент случаев обнаружения незаконного огнестрельного оружия связан с полицейскими акциями против преступного общества. В частности, как отметил суперинтендант, «... мы обнаруживаем огнестрельное оружие при проведении операций против торговцев наркотиками. Правонарушители объясняют наличие у них пистолета (револьвера) необходимостью защиты своего товара от посягательств других торговцев наркотиками». Разумеется, торговец наркотиками, у которого отняли его товар, едва ли сообщит об этом в полицию.

Считается, что совершаемые с применением огнестрельного оружия преступления, которые нашли отражение в полицейских рапортах, составляют лишь верхушку айсберга, а большинство таких преступлений не выявляется и не регистрируется. В 1993 году (последнем, по которому имеются статистические данные) полицейское управление метрополии получило 1001 оперативных вызовов вооруженного подкрепления, из них: в 588 случаях направлялись группы вооруженного реагирования, в 371 случае направлялись автомобили вооруженного реагирования и в 42 случаях требовалась поддержка снайперов, вооруженных винтовками. В большинстве своем эти инциденты удалось разрешить мирным путем, о чем свидетельствует незначительное число случаев фактического открытия огня на поражение сотрудниками отдела СО-19. Из 1001 вызова в 23 случаях сотрудники отдела СО-19 попадали под обстрел, а ответный огонь открывали лишь в трех случаях.

На вооружении полицейского управления метрополии (большого Лондона) состоят пистолеты-пулеметы MP5SD, выдаваемые личному составу только по указанию комиссара полиции, а также самозарядные карабины МР5К с механизмом отсечки очереди из трех выстрелов. Все эти образцы оружия созданы фирмой «Хеклер и Кох»

 

Для сравнения укажем, что за тот же период полиция г. Нью-Йорка произвела по нарушителям 1193 выстрела. Однако же следует учитывать и то, что по сотрудникам нью-йоркской полиции стреляли куда больше, чем по их лондонским коллегам.

Короче говоря, хотя в Великобритании и существует вооруженное насилие, статистика показывает, что вооруженная преступность находится на очень низком уровне — совершенно не сравнимом с угрозой вооруженного насилия в Америке. За все 165 лет существования полицейского управления метрополии в Лондоне были убиты всего 26 сотрудников полиции, то есть по одному убитому каждые 6,5 лет, хотя эти математические выкладки несколько неточны, ибо пять полицейских были убиты за последние 4 года.

Полицейское управление метрополии полагает, что еще слишком рано говорить, является ли последняя серия убийств устойчивой тенденцией к росту вооруженной преступности или же просто случайным всплеском. Если приводить ситуацию в Великобритании в качестве примера, важно понимать, что вопрос о праве гражданина владеть огнестрельным оружием является настолько же вопросом культурных традиций, насколько вопросом статистики. Для сравнения укажем, что континентальная Европа (где культурные традиции в отношении владения огнестрельным оружием весьма сходны с американскими) имеет долгую историю почти не прекращающихся пограничных войн и вооруженных стычек (и сегодня такая война продолжается на территории Югославии). Точно так же право гражданина носить оружие было изначально закреплено во Второй поправке к американской конституции в контексте почти постоянно ведущихся пограничных войн и восстаний против тирании матери-родины.

Удобным оружием для стрельбы на средних дальностях или для применения несмертоносных боеприпасов является охотничье ружье «Ремингтон-870» 12-го калибра с удлиненным подствольным магазином, 66-мм гранатомет L1А1 «Эр Берет» и револьвер — полицейская дубинка L67, стреляющая пластиковыми пулями

 

Следует указать, что в одном регионе на Британских островах, где наблюдается вспышка вооруженной преступности — в Северной Ирландии — полиция полностью вооружена огнестрельным оружием. В целом угрозу вооруженного насилия на основной территории Британских островов просто нельзя сопоставлять с угрозой, существующей в других регионах земного шара. Перспектива того, что законопослушные граждане Великобритании могут потребовать огнестрельное оружие для самообороны, представляется в настоящее время по-прежнему весьма отдаленной. Но не имеется и каких-либо свидетельств в пользу утверждения существующего в Соединенных Штатах Америки лобби в поддержку ужесточения контроля над огнестрельным оружием о том, что британское законодательство предотвращает незаконное использование огнестрельного оружия криминальными элементами.

Нужно признать, что, несмотря на строгость английских законов об огнестрельном оружии, преступники все-таки имеют возможность незаконно приобретать огнестрельное оружие и проявляют возрастающую готовность использовать его — и поэтому любая нехватка английских пистолетов (револьверов) для использования в преступных целях, по всей видимости, не является препятствием для лиц, склонных к насилию. Это становится очевидным при сравнении числа тяжких убийств с применением огнестрельного оружия на 100 000 человек населения Великобритании (7,4) и этнически близкого сегмента населения Америки (5,1). Короче, воображаемой утопии сторонников ужесточения контроля над огнестрельным оружием не существует.

Исходя из вышеизложенного и учитывая огромное количество огнестрельного оружия на руках у американцев, не следует надеяться, что с помощью ужесточения американского законодательства можно бороться с преступным ношением и использованием огнестрельного оружия. Более жесткие законы об оружии могут привести лишь к тому, что законопослушные граждане Соединенных Штатов Америки будут лишены своего законного права на владение огнестрельным оружием в целях самозащиты, Пожалуй, президент Джон Ф. Кеннеди наилучшим образом выразил эту мысль в своей речи при вступлении в должность 20 января 1960 года, когда сказал: «Только когда у нас будет несомненно достаточно оружия, мы можем быть уверены, что оно никогда не будет использовано». Идет ли речь о народах или отдельных личностях, эта основополагающая истина самообороны остается верной.

 

Tags: Англия, оружие, свободное ношение оружия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments